Размышления.
Негатив и позитив в отношениях
(особенности восприятия)
Давно известно, что базовыми регуляторами человеческих отношений являются чувства (состояния) любви и страха. Любовь притягивает, страх отталкивает. Наше поведение определяется ожиданиями воздействия этих мотивационных факторов. В народной мудрости они нашли воплощение в символических образах «кнута и пряника». Понятно, что оба эти компонента жизненно необходимы, хотя один из них и очень неприятен. Опасность кнута порождает страх, который заставляет человека быть активным, пассивным, агрессивным или осторожным. Если наш страх проявляется как осторожность, мы контролируем эти опасности. В случае нашей неспособности к достаточному контролю, мы склонны быть пассивными, зажатыми и уходим в себя, или проявляем неадекватную суетливость, агрессию, обижаем ближних. В этих случаях мы запускаем патологическую циклическую динамику. Мир имеет особенность отражать нам наши действия. Об этом сказано в Писании: «Какой мерой меряете, такой будет отмеряно и вам» (Мф.7 ). Это в первую очередь касается межличностных отношений, особенно если они наполнены эмоциональными травмами и обидами.
При этом деструктивный цикл имеет тенденцию качественно и количественно возрастать. Происходит раскачивание «лодки отношений» с усилением амплитуды её колебаний. Как ни странно, но в подобном разбалансировании отношений могут быть одинаково задействованы и обиды, непосредственно наносящие травму, и добрые конструктивные отношения. Это выглядит парадоксально, но количество и качество доброты в отношениях между людьми в ситуации «раскачивания» вызывает гипертрофированный рост обид между ними. Однако парадокс этот мнимый, поскольку процесс усиления разбалансировки отношений – «раскачивания» естественно приводит к тому, что чем больше было доброты в отношениях в конструктивный период, тем ярче и больнее воспринимается обида после его завершения. «Лодка» дает чрезмерный крен в противоположную сторону и опрокидывается вверх дном. То есть количество негативных переживаний достигает критической массы и переходит в качество разрыва отношений. Почему происходит именно так? Почему неудовлетворенность и обиды побеждают даже при равном количестве негативных и позитивных отношений?
Дело, наверное, в том, что эмоциональные травмы переживаются дольше сильнее, чем доброе и участливое отношение. Мир опасен и наши ожидания и установки гораздо больше наполнены страхом, чем любовью. Страх ярок и непосредственен. Это наша непроизвольная реакция на объективную и субъективно воспринимаемую опасность. Для любови же нужна вера и произвольные усилия. Одна обида может уничтожить в нашем восприятии несколько актов доброго участия и помощи. Сколько же надо проявить доброты и участия, чтобы обида перестала быть для нас актуальной? Сколько надо любви чтобы остановить раскачивание «лодки отношений»?
Страха и негатива в отношениях больше, они как постоянная данность этого мира, они приходят, не спрашивая нашего согласия. Любви гораздо меньше, но она сильнее страха, если мы её строим и бережем.
Но, часто ли мы думаем об этом?